Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ИГР С КУКЛАМИ

В настоящее время наблюдается рост количества детей с проблемами речевом развитии, недоразвитием психических функций и процессов, с серьезными отклонениями в здоровье.                            

           Новые формы и методы обучения детей с общим недоразвитием речи помогут обновить и качественно улучшить систему речевого развития дошкольников.

Одной из таких форм может быть игра, так как это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, естественная среда его развития (А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский). Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче. А играя с куклой - сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

Для современного ребёнка кукла - это игрушка, которую можно превратить в некого символического партнёра для игры. Играя, ребёнок моделирует реальные жизненные ситуации. В игровой, неформальной обстановке дети лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свою речь.

С помощью кукол на логопедических занятиях решается много коррекционных задач, таких как:

- автоматизация и дифференцация звуков;

- развитие связной речи;

- коммуникативных навыков, эмоционального настроя

- развитие общей и мелкой   моторики рук;                

- развитие памяти, внимания, мышления;

- развитие координации движений и пространственная ориентация.

Кукла используется на всех видах занятий (групповых, индивидуальных, фронтальных) как организационный момент или как персонаж занятия, который помогает детям выполнить стоящие перед ними задачи или сама будет давать задания.

Игры с куклами, обогащают словарный запас детей, дают понятие норме произношения, культуре речевого поведения, знакомят с монологическим высказыванием и диалогами. Дошкольники занимаются дыхательной и артикуляционной гимнастикой, заучивают текст. С помощью кукол дети учатся выделять ключевые слова, управлять темпом речи, паузами в разговоре.

Важно, что играя с куклами - ребёнок говорит, от лица куклы.

Игра с куклой создает доброжелательную атмосферу совместного творчества детей с педагогом, доставляет положительные эмоции, вызывает познавательный интерес, внимание, активизирует речь. Театрализация коррекционного процесса тем и заманчива, что мы через куклу влияем на ребенка незаметно, вызывая тем самым его на речевое общение.

Таким образом, благодаря играм с куклой на коррекционных занятиях значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и развиваться, становиться коммуникабельными, эмоциональными.

1 марта 2024 в 10:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.