Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна

ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОНР

Логоритмика, как современная эффективная технология развития детей, даёт возможность объединять работу многих специалистов. Так, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре воспитатель, логопед и психолог с помощью логоритмики могут решать каждый свои, а в целом, общие задачи в воспитании и развитии детей. Такое сотрудничество является характерным при организации образовательного процесса не только в логопедической, но и в общеобразовательной группе, что даёт педагогам возможность воздействовать на ребенка со всех сторон.

Занятия с движениями для детей с нарушениями речи имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (Н.А.Бернштейн, В.М.Бехтерев, И.М.Сеченов и др.).

У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушены все компоненты речевой системы. Полноценному развитию коммуникативных навыков у детей с ОНР препятствуют низкий словарный запас, неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным значением; трудности в произношении слов и фраз сложной слоговой структуры; недоразвитие фонематического восприятия; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; значительное смущение, страх перед собеседником, скованность, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствие инициативного высказывания, неумение вслушиваться в речь окружающих; несформированность умения логично и последовательно излагать свои мысли. Без специальной коррекционной помощи коммуникативные нарушения у дошкольников с общим недоразвитием речи не устраняются.

Логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Другими словами, это ряд упражнений, заданий, игр, сочетающих в себе музыку, движения и слово. 

Логопедическая ритмика предаставляет возможность спланировать образовательную деятельность именно в игровой форме с максимальным использованием разнообразных видов детской деятельности с учётом принципа индивидуального подхода, использования компенсаторных возможностей каждого ребенка, рационального подбора материала, используемого на коррекционных занятиях.

Средствами логопедической ритмики являются:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

2. Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции.

3. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

 4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

5. Упражнение на формирование музыкального размера или метра.

6 . Развитие чувства темпа.

7. Ритмические упражнения.

8. Упражнения на активизацию внимания.

9. Пение.

10. Игра на музыкальных инструментах.

12. Игровая деятельность.

По сути это комплекс физических упражнений, который сопровождается словами и музыкой. Если регулярно включать элементы логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно достичь заметных результатов. 

Коллективные игры позволяют плодотворно развить коммуникативные навыки и создают условия для непосредственного взаимодействия детей, снимают страх общения, создают возможность для самовыражения, учат регулировать свое поведение в коллективе. Коллективные подвижные игры и игры малой подвижности, развивают слуховое внимание, речевую активность детей. Отсутствие соревновательного начала, и выполнение совместных двигательных действий воспитывают культуру поведения и общения, положительные взаимоотношения, формируют у детей навыки сотрудничества, партнерского общения.

Занятия по логоритмике проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного взаимодействия. Их продолжительность составляет 25-30 минут. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно – следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятий напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции.

Игры с правилами организуют и регулируют действия ребёнка, а так же определённым образом ограничивают спонтанную, импульсивную активность, ситуативность поведения детей с ОНР. Формируют умения доброжелательно относиться друг к другу, обращаться друг к другу по имени; помогать друг другу в ходе игры, проявлять дружеские взаимоотношения.

Таким образом, логоритмика является той технологией, которая обеспечивает взаимодействие специалистов. А сами логоритмические упражнения и игры являются эффективным инструментом не только коррекционной работы с детьми, но и развития креативности каждого ребёнка, что очень важно, ведь именно развитие индивидуальности, оригинального мышления является одной из главных задач современного дошкольного воспитания.

7 января 2024 в 18:25

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.