Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна
Развитие связной речи у детей дошкольного возрастаСвязной речи отводится одно из ведущих мест в развитии ребенка. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связная речь включает в себя две языковые формы – диалог и монолог. Обе формы объединяет единая природа происхождения (потребность людей общаться друг с другом). Однако они отличаются друг от друга, каждая имеет свои особенности и специфику. Поэтому развитие диалога и монолога протекает по-разному, и каждая форма связной речи требует своего методического подхода. Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Диалог – это явление социальной жизни человека. Поэтому для поддержания и развития диалога необходимо владеть следующими умениями: слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Для формирования данных умений необходимо создавать в жизни детей определенные условия, требующие от них активного использования диалогов (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, групповые и семейные традиции, театрализованная деятельность и т.д.). Развитие диалогической речи осуществляется в основном в повседневной жизни в виде своеобразного диалогического тренинга. Прекрасными моментами для проведения подобного тренинга являются традиции группы (приветствие, подведение итогов дня, прощание, традиционные встречи и т.д.); экскурсии (обязательным моментом любой экскурсии является отработка речевого этикета и культуры поведения); специальная организация детей для выполнения заданий и поручений (парами, подгруппами). Для пополнения речевого оформления диалога используются образцы диалогического поведения взрослых, чтение и разыгрывание диалогов из художественных произведений. К методам развития диалогической речи относятся: · Неподготовленная беседа (разговор) (во время умывания, за завтраком, при сборах на прогулку, во время игры или труда); · Подготовленная беседа (перед занятием детей ставят в такую ситуацию, когда их внимание оказывается привлеченным к тем явлениям из окружающего мира, которые будут темой предстоящей беседы); · Прием театрализации (виды: игра-драматизация, театрализованное представление (театр теней, игрушек, петрушек). Во всех этих видах театрализации дети могут принимать участие и как исполнители, и как зрители. Монолог – это форма связной речи, для которой характерна «длительность и обусловленная его связность, построенность речевого ряда; односторонний характер высказывания, не рассчитанный на немедленную реплику, наличие заданности, предварительного обдумывания». Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Формирование монолога требует целенаправленного обучения, осознанного отношения ребенка к построению связных высказываний. К методам развития монологической речи относятся: · Пересказ (текстами для пересказывания могут быть: 1) сообщения бытового характера, которые воспитатель передает детям в процессе свободного каждодневного общения и которые они пересказывают друг другу или взрослым членам семьи; 2) произведения художественной литературы, которые дети пересказывают на специальных занятиях); · Рассказывание (рассказ о событиях: происшедших только что или значительно раньше; рассказ о предметах, наблюдаемых в данный момент, по памяти (вещах, растениях, животных); рассказ по картинке: статичной, подвижной, серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив; рассказ по кинофильму); Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение. Детей подготавливают к рассказыванию так же, как и к беседе: они должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, запах, цвет, вкус, звучание, характер движений); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у них должны быть в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические, а также упражнения в собеседовании. Обучение рассказывания ведется с помощью цепочек вопросов, т.е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка. План рассказа может быть простым, т.е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т.е. с дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих) · Сочинение (творческое сочинение по картинке; контаминации на темы художественных произведений; свободное сочинение сказок, рассказов). Метод сочинения (рассказывания) Наибольшую самостоятельность в речи предоставляет детям-дошкольникам метод сочинения (рассказывания), который состоит в том, что воспитатель поощряет самостоятельное «сочинение» детьми сказок, рассказывание ими реальных случаев из их жизни, контаминации (смешения) на темы из прочитанной художественной литературы, описания ими картинок, реальных объектов — вещей, животных, растений. Понятие практического метода и приема. Все описанные выше методы обучения детей родной речи предполагают усвоение речи в естественном живом общении, когда ребенок даже не замечает, что его специально учат, и усваивает речь интуитивно. Такие методы называют практическими методами обучения, в отличие от теоретических, с помощью которых детям и подросткам сообщают сведения о лингвистике — науке о языке. С теоретическими методами дети знакомятся в школе, после того как овладевают родным языком практически. Профессиональным умением для будущего воспитателя является умение, а затем и навык экспромтом (т. е. без предварительной подготовки) вести содержательный (развивающий) разговор с детьми — с отдельным ребенком и с группой. Этот навык приобретается в результате усвоения им соответствующей методики — овладения практическими методами. Так же приобретается и переходящее в навык умение вызывать детей на беседу, на связное рассказывание. Воспитатель должен быть подготовлен к тому, чтобы вступить с детьми в содержательный разговор: в процессе бытовой деятельности (во время утренней встречи в детском саду; при подготовке к приему пищи, в умывальной, во время приема пищи; при подготовке ко сну; давая им хозяйственные и другие поручения и т. д.); на прогулках и экскурсиях; во время игр; при рассмотрении картинок, диапозитивов; в процессе трудовой деятельности, во время чтения им и обсуждения произведений художественной литературы и т.д. Практические методы обучения: имитация, разговор (беседа), пересказ, рассказывание (сочинение) — и приемы работы этими методами: опора на реальные объекты, опора на игру (предметную, сюжетную, подвижную, дидактическую), опора на иллюстрации (картинки, диапозитивы), опора на словесные образцы речи воспитателя, магнитозаписи, грампластинки или киноленты и т. д. — эффективны при обучении детей речи потому, что построены с учетом закономерностей естественного процесса усвоения речи, не нарушают этого процесса, а только делают его более интенсивным, насыщенным речевой работой — физической, мускульной, и внутренней, интеллектуальной и эмоциональной. При обучении дошкольников рассказыванию по картине используются разнообразные приемы: вопросы педагога и детей, беседа, образец рассказа, частичный образец, разбор образца рассказа, план рассказа, воспроизведение плана детьми, коллективный разбор плана, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям, окончание детьми начатого воспитателем рассказа, подсказ, указание и т.п. Структура занятий по обучению рассказыванию по картине детей разных возрастов различна, но есть и общие для всех возрастных групп приемы. Например, почти всегда обязательно проведение предварительной беседы, которая создает необходимый эмоциональный настрой, оживит воспоминания детей, позволит им использовать свой личный опыт. Эмоциональное восприятие помогает детям глубже понять, осмыслить содержание картины, а также активизирует их речевую деятельность. Общим приемом для разных возрастных групп являются вопросы педагога, которые способствуют целостному восприятию картины, концентрируют внимание детей на самом главном, помогают сделать логические выводы. Здесь хочется предостеречь педагогов от использования шаблонного вопроса: « Что нарисовано на картине?» Этот вопрос сразу снижает интерес детей к картине и занятию в целом, ответы превращаются в простое перечисление изображенных объектов. Вопросы педагога должны подводить детей к осмысленному и последовательному восприятию картины, учить выделять в ней главное, отмечая яркие детали. Начиная со старшей группы, воспитатель должен задавать такие вопросы, которые побуждают ребенка отвечать развернуто и связно. Во всех возрастных группах может активно использоваться прием совместных речевых действий. Например, педагог начинает описание, а дети заканчивают его. В старшей и подготовительной группе педагог предлагает самим детям задавать вопросы, что вносит в деятельность детей элементы происка. На вопросы, которые задают дети, могут отвечать и дети, и педагог. Педагог должен внимательно слушать вопросы детей, вовремя уточнять их, помогать, если ребенок затрудняется в формулировках, активизировать речевую и мыслительную деятельность воспитанников поощряющими репликами, мимикой, жестами. Нужно стремиться к тому, чтобы рассказывание по картине было творческим, по возможности самостоятельным, тогда интерес детей к занятию не будет ослабевать. И если вы постоянно работаете над обогащением словаря своих воспитанников, развиваете их наблюдательность и воображение, возможно, ответы ваших детей окажутся более полными и интересными, а их рассказы удивят вас образностью и оригинальностью. 6 апреля 2023 в 19:51
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.