Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ»Коммуникативные навыки составляют важную часть коммуникативной культуры, с одной стороны являются составляющей частью структуры личности, а с другой, представляют собой необходимое условие эффективной работы для представителей большинства профессий. Существуют трудности, возникающие в процессе общения. В современном мире они обусловлены, в том числе, цифровой средой, ростом тенденции к опосредованному общению. В настоящее время артпедагогические методы активно внедряются в РФ в качестве одного из инструментов психолого-педагогического сопровождения образования. Умение педагога использовать в коррекционной работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи артпедагогические методы, является актуальным на данный момент. Артпедагогические технологии предполагают разнообразные занятия творческого характера: игры-сказки; игры с песком; рисование; музыкальные игры; игры с куклами. Развитие коммуникативной компетентности, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками есть основная цель коррекционно-развивающей деятельности. Эта цель достигается путем использования трех этапов. На первом этапе (подготовительном) проводится обследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с ОНР, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы, разрабатывается тематическое планирование на учебный год, подбираeтся наглядный и методический материал, составляются коррекционно-развивающие занятия на основе нетрадиционных методов. На втором этапе (основном) проводятся коррекционно-развивающие занятия посредством выше перечисленных методов в соответствии с установленными целями и задачами. На третьем этапе (заключительном) проводится итоговая диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, подводятся итоги. Коррекционно-развивающие занятия по формированию коммуникативных навыков посредством артпедагогических методов проходят в несколько этапов: Первый этап включает – воздействие сказкой, в процессе «погружения» происходит формирование навыков поддержания последовательности форм коммуникации (шаблоны фраз). Во процессе путешествия по сказке, у детей повышается уровень коммуникативной активности. Контактируя со сказочными героями, дети делаются уверенными, внимательны к словам сказочного героя, проявляют инициативу. Второй этап включает – Игры с песком на основе которых осуществляется формирование содержания коммуникации. В процессе работы с песком: рисования на песке, создания построек из песка, обыгрывания сюжетов сказок и рассказов, дети сопровождают свои действия речью. Развитие коммуникативных навыков достигается за счет коллективной работы в песочнице, выполнения совместных задач и упражнений, направленных на развитие произвольной сферы ребенка. Третий этап включает - театрально-исполнительскую деятельность, на основе которой происходит формирование умения употреблять выразительные средства в процессе коммуникации. Следовательно, коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР должна содержать комплексное применение различных артпедагогических методов не только в коррекционно-развивающих занятиях, а так же и в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей. 15 декабря 2022 в 19:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.