Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна

«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ»

 Коммуникативные навыки составляют важную часть коммуникативной культуры, с одной стороны являются составляющей частью структуры личности, а с другой, представляют собой необходимое условие эффективной работы для представителей большинства профессий. Существуют трудности, возникающие в процессе общения. В современном мире они обусловлены, в том числе, цифровой средой, ростом тенденции к опосредованному общению.

В настоящее время артпедагогические методы активно внедряются в РФ в качестве одного из инструментов психолого-педагогического сопровождения образования.

Умение педагога использовать в коррекционной работе по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи артпедагогические методы, является актуальным на данный момент.

Артпедагогические технологии предполагают разнообразные занятия творческого характера: игры-сказки; игры с песком; рисование; музыкальные игры; игры с куклами.

Развитие коммуникативной компетентности, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками есть основная цель коррекционно-развивающей деятельности.

Эта цель достигается путем использования трех этапов.

На первом этапе (подготовительном) проводится обследование уровня сформированности коммуникативных навыков у детей с ОНР, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы, разрабатывается тематическое планирование на учебный год, подбираeтся наглядный и методический материал, составляются коррекционно-развивающие занятия на основе нетрадиционных методов.

 На втором этапе (основном) проводятся коррекционно-развивающие занятия посредством выше перечисленных методов в соответствии с установленными целями и задачами.

На третьем этапе (заключительном) проводится итоговая диагностика уровня сформированности коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, подводятся итоги.

Коррекционно-развивающие занятия по формированию коммуникативных навыков посредством артпедагогических методов проходят в несколько этапов:

Первый этап включает – воздействие сказкой, в процессе «погружения» происходит формирование навыков поддержания последовательности форм коммуникации (шаблоны фраз). Во процессе путешествия по сказке, у детей повышается уровень коммуникативной активности. Контактируя со сказочными героями, дети делаются уверенными, внимательны к словам сказочного героя, проявляют инициативу.

Второй этап включает – Игры с песком на основе которых осуществляется формирование содержания коммуникации. В процессе работы с песком: рисования на песке, создания построек из песка, обыгрывания сюжетов сказок и рассказов, дети сопровождают свои действия речью. Развитие коммуникативных навыков достигается за счет коллективной работы в песочнице, выполнения совместных задач и упражнений, направленных на развитие произвольной сферы ребенка.

Третий этап включает - театрально-исполнительскую деятельность, на основе которой происходит формирование умения употреблять выразительные средства в процессе коммуникации.

Следовательно, коррекционная работа по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР должна содержать комплексное применение различных артпедагогических методов не только в коррекционно-развивающих занятиях, а так же и в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.

15 декабря 2022 в 19:59

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.