Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством метода сказкотерапии.

Волшебная сила сказок известна с давних пор. До нас дошло немало сказочных повествований, отражающих многовековой опыт предшествующих поколений и до сих пор питающих наши умы, чувства и воображение. Уже давно было замечено, что сказка наравне с развлекательным характером носит воспитательное, познавательное, чувственное и эстетическое значение. Мудрость, поданная в простой и ясной сказочной форме, учит детей думать, находить, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, позволяет накапливать опыт.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Подобные истории являлись основой сказкотерапии.

Сказкотерапия – воспитательная система, целью которой является передача жизненного опыта, способ взаимодействия с внутренним «я», терапия в особой сказочной обстановке.

Сказкотерапия – метод, не имеющих возрастных ограничений применения. Здесь каждый может взять только ту часть опыта, которая ему нужна.

Через восприятие сказок мы воспитываем детей, развиваем их внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки. На занятиях с использованием сказкотерапии мы работаем с конкретными проблемами, находим их первопричину и помогаем детям достичь внутреннюю гармонию. Любая сказка – это победа добра над злом.

Наши дети обожают сказки. Они запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными персонажами. Сказки просто не могут не влиять на их внутренний мир.

Мы стараемся, как можно чаше использовать народные сказки, которые несут в себе жизненно важные для жизни идеи:

Мир, в котором мы живем – живой. Животные, птицы, растения, даже рукотворные вещи могут говорить с нами. Такое представление формирует бережное отношение ко всему, что нас окружает.

Существует добро и зло. Добро, в конце концов, побеждает. Это положение вещей способствует развитию бодрости духа, стремление к лучшему.

Самое ценное дается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея учит добиваться намеченных целей, прилагать усилия и иметь терпение.

Существуют дополнительные, волшебные ресурсы. Но они приходят на помощь, когда мы сами не может справиться с ситуацией. Эта идея дает чувство защищенности и стимулирует развитие самостоятельности.

Сказки достаточно разнообразны, как и наша жизнь. Для обучения используются дидактические (обучающие) сказки. Вы сами можете придумать сказку, которая поможет ребенку усвоить буквы, узнать о явлениях природы или научиться правильно себя вести в гостях.

С детьми до пяти лет обычно мы используем сказки о животных и о взаимоотношениях людей и животных. Они лучше всего передают малышам жизненный опыт («Лиса и журавель», «Теремок», «Коза-дереза»). Чем младше дети, тем проще и короче должна быть сказка, тем больше должно быть повторений («катится, катится колобок», «тянут-потянут – вытянуть не могут»).

С детьми после 6-7 лет используем волшебные сказки. Они дают детям информацию о духовном развитии человека, мудрости жизни.

Сказочная форма общения с детьми помогает нам в:

- воспитании, развитии и обучении ребенка;

- самопознании ребенка;

- взаимопонимании с окружающим миром;

- психоречевом развитии;

- развитии социально-эмоционального поведения ребенка;

- развитии мышления, памяти, фантазии, воображения, творчества ребенка.

Сказкотерапия позволяет нам избежать чтения нотаций и директивных указаний, которые вызывают у детей агрессию и сопротивление.

В своей работе метод сказкотерапии мы применяем в разных видах учебно-игровой деятельности, используя следующие игровые приемы:

Словесно-режисерская игра;

Психогимнастика;

Словесное комментирование;

Совместная словесная импровизация;

Словесное фантазирование по музыкальной композиции;

Словесное рисование.

Применяя метод сказкотерапии, мы ставим перед собой следующие задачи:

  1. Показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки;

  2. Показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

  3. Кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретных ситуациях.

Используем следующие варианты изменения сказки:

Написание сказки на кальку (калькирование). На основе известной сказки пишется новая, но используются все герои оригинальной сказки. Например, сказка переделывается под мультфильм, детектив, боевик, мелодраму и т.п.

Перевирание сказки – одну и ту же сказку перевирают: не Красная шапочка, а Желтая и т.п.

Фантастический бином: главные герои сказки выписываются в строчку, и добавляется не относящийся к сказке, эпохи сказки, герой. Например, Красная Шапочка, бабушка, волк, вертолет. Затем сочиняется новая сказка, с использованием нового ряда героев. (Снятие стереотипов мышления, возможность новых способов решения проблемы).

Сказка на изнанку. Например, Красная Шапочка злая, а волк добрый; Баба Яга добрая, а Василиса Премудрая злая, коварная.

Смена источника рассказа, т.е. рассказать сказку от имени отрицательного героя, камня у пересечения дорог, от имени иглы, в которой смерть Кощея и т.п.

На занятиях с использованием метода сказкотераии мы включаем как известные сказки, так и придуманные нами или родителями. Главный герой в таких сюжетах очень похож на конкретного ребенка. Со стороны поступки лучше видно, и малыш с легкостью сможет соотнести себя с героем. Важно преодолеть все препятствия в сказке, чтобы и в действительности ребенок увидел выход из сложившихся ситуаций.

В качестве авторов могут выступать и сами дети. Детская сказка показательна, она раскрывает переживания малышей.

Проводить ли занятия с использованием метода сказкотерапии в детском саду или нет – решение все же остается за педагогами ДОУ, однако « сказка – ложь, да в ней намек, детям в садике урок»!


Литература:

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. М.-Изд.: «Речь», 2007г.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. М.-Изд.: «Речь», 2007г.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками. М.-Изд.: «Речь», 2008г.

Шорохова О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия. М.-Изд.: ТЦ Сфера, 2010г.

28 октября 2014 в 10:16

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.