Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна

Как играть с ребенком? Какие игрушки способствуют умственному развитию, а какие вредны для ребенка?

Игра - основная форма существования малыша, она занимает большую часть времени, которую он проводит в состоянии бодрствования. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. 

Как играть с ребенком?

Конечно же, самое большое влияние на развитие ребенка оказывают родители. Разговаривая с малышом, взрослые могут направлять его поведение, обучать определенным игровым  действиям. 

Взаимодействие в игре зависит от возраста ребенка. Ребенку второго-третьего  года жизни важно показать образец действий с игрушкой. Побуждать его к подражанию.

К трем годам ребенок может подражать предметно-игровым действиям  с куклой или с мягкой игрушкой. Вместе с мамой ребенок может искупать куклу, покормить ее, уложить спать. Важно учить воспроизводить цепочку действий в определенной логике. Например, сначала сварить «сварить кашу», а затем «покормить куклу» .

С четырех лет взрослый может активно включаться в сюжетно-ролевую игру, взяв на себя определенную роль. Важно показать малышу, как можно взаимодействовать в сюжетно-ролевой игре, распределять роли, договариваться о развитии сюжета, строить ролевые диалоги, разрешать возможные конфликты. 

Игрушка в жизни ребенка

Игрушки для ребенка должны быть представлены во всем  разнообразии.  Это игрушки развивающего характера, сюжетные игрушки (куклы,  мягкие  игрушки,  игрушечная посуда, мебель,  машинки, ),  игрушки для подвижный игр, разнообразны консторукторы  и т.д..

Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать гигиеническим требованиям и безопасности.

На первый взгляд может показаться, что есть простой способ решения проблемы: надо создавать игрушки, с которыми можно делать все, что угодно, в том числе - разбирать и собирать, игрушки, способные к трасформациям, к тому, чтобы можно было изучать их возможности и устройство, не приводя при этом игрушку в негодность. 

Есть и альтернативные, и притом весьма продуктивные, пути: - давать ребенку минимум готовых игрушек; - стараться делать так, чтобы он играл с игрушками, которые сделал сам или в создании которых сам принимал участие; - пусть ребенок сам находит себе игрушки среди предметов, которые его окружают; таким образом мы должны признать за ребенком право включать в число игрушек все предметы, с которыми он вступает в контакт.

- периодически следует убирать часть игрушек, а по прошествии нескольких недель, вновь предлагать их малышу, что позволит вызвать к ним новый интерес. Большое количество игрушек таит в себе и опасность рассеивания внимание. Когда вокруг ребенка много игрушек, это не столько стимулирует его активность, сколько подавляет.  Важная задача – развивать способность к игровому замещению. Например, кубик может служить в игре телевизором, столиком , кусочком мыла или  торта- все будет зависеть от тематики  игры. Подбор предметов-заместителей способствует развитию умственных способностей и воображения.

Игрушки вредные и полезные 

А вот с готовыми игрушками следует быть осторожными. Исследования показывают, что готовые игрушки нередко приносят развитию ребенка больше вреда, чем пользы. Во-первых, готовые, радующие глаз взрослого игрушки часто не позволяют ребенку реализовать свою поисковую активность, мобилизовать фантазию. Они интересны лишь первое время. Многие наблюдательные педагоги и родители без подсказки исследователей знают, что часто дорогая, новая игрушка из магазина уступает в конкурентной борьбе за внимание ребенка простым стеклышкам или камешкам, деревянным брускам или неизвестного происхождения металлическим предметам, обломкам старой посуды или кускам поролона. Это не случайно - ребенок по своей натуре исследователь. Ему гораздо интереснее то, что не имеет жестко фиксированных функций, то, что может быть использовано в самых разных целях. 

В последнее время в магазинах появилось огромное количество игрушек, но какие игрушки вредны для ребенка, а какие будут способствовать его развитию? Приобретая их, обратите внимание, имеется ли на игрушке возрастная маркировка. Производители обязательно должны указывать, для детей какого возраста игрушка предназначена: 0+, 3+, 7+ и т.д.

16 января 2022 в 14:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.