Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна

«Игры для развития мышления»

 Мышление, как одна из высших форм деятельности человека, является социально обусловленным, психическим процессом, неразрывно связанным с речью. В процессе мыслительной деятельности каждого человека вырабатываются определенные приёмы или операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация.

Существует  три вида мышления:

1) наглядно-действенное (дети познают мир с помощью манипулирования предметами);

2) наглядно-образное (дети уже могут представлять предметы или явления окружающей среды);

3) словесно-логическое (дети пользуются понятиями,  умеют рассуждать).

В  развитии  мышления и других психических процессов  дошкольников большое значение имеет  игра, процесс которой связан со свойствами предметов (их цветом, формой, величиной, весом, особенностями), произведением с ними различных действий. Это способствует комплексному изучению этих предметов, создает условия для одновременного взаимодействия различных органов чувств.

Примеры игр на развитие мышления дошкольников.

1) «Любимая еда»

Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

2) «Найди маму малышу»

Перед ребенком раскладываются картинки домашних животных (собака, кошка, свинья, корова и т.п.) и отдельно картинки их детенышей ( котёнок, щенок, поросёнок, телёнок и т.п.). Дошкольнику предлагается найти маму малышу и назвать каждого из образовавшейся пары.

3) «Назови одним словом»

Перед ребенком раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

4) « Волшебный мешочек»

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, ребенку предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки. Для детей старшего дошкольного возраста используются все цвета спектра и их оттенки, предлагается назвать цвет и найти предмет из ближайшего окружения такого же цвета.

5) «Собери друзей»

Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими. Например, все овощи окажутся в одной группе, все фрукты – в друго й и т.д.

6) «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение составляют рассказ по картинкам. Младшим дошкольникам дают две последовательные картинки. В 5-6 лет ребенку предлагается серия из трех сюжетных картинок, в 6-7 лет – из четырех-пяти штук.

7) «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п. ), а четвертая картинка – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает и чем похожи картинки, которые он оставил.

8)  «Чередование»

Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д. С возрастом ритм узора будет усложняться.

9) «Найди лишнее слово»

Взрослый читает серию слов (например: лиса, волк, стол, медведь) и предлагает ребенку хлопнуть в ладоши тогда, когда он услышит лишнее слово. Попросите ребенка объяснить свой выбор.

10) «Кто быстрее»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

12 октября 2021 в 17:31

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.