Учитель-логопед, учитель-дефектолог Исаева Наталья Юрьевна

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В.В.ВОСКОБОВИЧА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте. У каждого родителя ребенок изначально талантлив и гениален, но ему надо научиться ориентироваться в этом мире, поэтому комплексный подход к воспитанию и обучению принадлежит развивающим играм. Они интересны и эмоциональны для детей. Ребенок приобретает опыт, увлеченный замыслом игры. Он открывает для себя широкие возможности для развития познавательных способностей; восприятия, памяти, мышления, воображения и речи.

Так же очень важно с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Рука должна быть развита, и мозг тогда будит отвечать за интеллектуальные способности ребенка и речь.

Практическая направленность есть в развивающих играх В.В.Воскобовича. Такие игры, как развивающая среда – «Фиолетовый лес» и «Сказочные лабиринты», интересны детям младшего дошкольного возраста. Они нацелены на развитие детей. Их используют в системе коллективных игр и на занятиях по дополнительным услугам.

Задача развивающего комплекса - это несообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры, и образовательную деятельность, и эксперименты.

Данные занятия используются в течении всего учебного года. Их вариативность позволяет поддерживать постоянный интерес к занятию. Все занятия в комплексах тематические. В конце каждого месяца дети показывают знания и умения в виде проектной деятельности. Во время образовательной деятельности учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка его настроение и желание и возможности. Включение обучающих игр и развивающих заданий В.В.Воскобовича в интегрированную деятельность способствует наилучшему формированию у детей представлений об окружающем мире.  Взрослый побуждает детей дополнить содержание игры, сказочный сюжет, конструировать новые фигуры, узоры, предметные формы.

Общение в играх со сверстниками способствует социально-личностному развитию младшего дошкольника. Умелыми, пальцы рук, становятся не сразу. Игры и упражнения, плюс пальчиковые разминки, проводимые систематически, придают детям уверенность. В воспитательно-образовательном процессе нет единой концепции восприятия пространства. Задачи В.В.Воскобовича преобразование игры в своеобразный игровой транспорт, куда ребенок погружается на доступном уровне. Для реализации задачи надо подобрать игровой материал, который мог бы сочетать в себе развивающий потенциал, привлекательность для ребенка.

Принципы использования игрового материала «Фиолетовый лес»: 

«Сказочные сюжеты» имеют определенную направленность и игровое задание.

«Осознание успешности» - следует постоянно поощрять детей, оказывая им своевременную помощь не заметно.

«Стремление к трудностям» - это игровые задания, которые должны быть посильными и понятными, содержать элементы трудности, чтоб ребенку приложить усилия.

«Участие взрослого» - это объяснение правил игры, показ действий и наблюдения за выполнением заданий.

«Эмоциональное переживание» - все занятия сопровождаются сказочными повествованиями, мимическими и пантомимическими проявления чувств и эмоций, обеспечивается активная зарядка мышц лица.

Поскольку дети в младшем дошкольном возрасте обладают высоким потенциалом развития и обучения, образовательные средства должны иметь ряд характеристик, направлены на решение возрастных задач, повышать уровень психического развития, способствовать появлению конкретных умений.

Использование игровой деятельности как базового процесса для организации совместной деятельности взрослого и ребенка с использованием игрового пособия. Взрослый, как партнер поддерживает инициативность, и активность ребенка. 

Ознакомления детей с игровым материалом

1-й этап «Знакомство» - создать условия формирования определенного уровня игровых действий и умений.

2-й этап «Инициатива» - способность самостоятельно поставить игровую цель, развивать замысел игры.

3-й этап «Творчество» - формировать навыки и умения детей свободно экспериментировать с игровыми пособиями, изменяя правила, соединяя в одной игре элементы разных пособий. Работа на данном этапе зависит от уровня активности и творческого потенциала детей.

Ребенок получает возможность для действий с предметом и доступность освоения его, а так же привлекательность - желание подойти, рассмотреть, потрогать. Развивающий потенциал игрового материала широк. Возможно использование разнообразных способов позволяющих исследовать признаки предметов.

Игры помогают познакомить детей младшего дошкольного возраста с такими понятиями как форма (Фонарики), цвета (Кораблик Плюх-Плюх), размер (Кружки, Разноцветные веревочки). Все игры можно использовать для определения количественных характеристик, расположения предметов в пространстве, как стимулирующей материал для формирования интереса к изучению свойств, предметов.

Использование игр В.В. Воскобовича в младшем дошкольном возрасте способствует развитию высших психических функций; памяти, мышления, речи, внимания, дает возможность ребенку самостоятельно выполнять игровые действия. Дошкольник должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия.

Успешное совмещение эти технологии в образовательном процессе, опираясь на сенсорные эталоны, нормы и правила окружающего мира, позволит обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Список использованной литературы

1. Развивающие игры В.В.Воскобовича в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Под ред. В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М Вотиновой. - СПб.: ООО «Политон-СПб», 2015г. - 288с.  2.Сказочные лабиринты игры. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей 3-7 лет. В.В.Воскобовича [Текст] / ХарькоТ.Г.-СПб., 2007г.

3.Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича. Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ [Текст] / Бондаренко Т.М.-  Воронеж: ООО «Метода», 2013г.

4. Божович.Л.И. Личность и ее формирование в детском саду [Текст]. - СПб., 2008г.

5. «Фиолетовый лес» развивающая предметно- пространственная среда [Текст]. Методическое пособие / Под ред. В.В.Воскобовича, Л.С.Вакуленко, О.М.Вотиновой. -  Санкт-Петербург. 2017г.


1 декабря 2020 в 20:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.